Нажмите Вход или Регистрация если хотите присоединиться к сообществуNNMC Форум радиолюбителей, аудиофилов, меломанов и музыкантов
Форум Справка Поиск Чат Регистрация Вход
Вверх Тема Отключение интерполяции и цифровой фильтрации (режим CD-ROM) (по Одесски, по лабораторски)

This board is threaded (i.e. has a tree structure). Please use the Reply button of the specific post you are referring to, not just any random button. If you want to reply to the topic in general, use the Post button near the top and bottom of the page.

Ответ на сообщение
:confused: :cool: :cry: :eek: :evil: :fat: :grin: :lol: :mad: :neutral: :razz: :red: :roll: :sad: :slim: :smile: :surprised: :twisted: :wink: :yell:
В ответ на nnstepan
http://www.sky.od.ua/~eugeny/16to20.pdf

Игорь Гапонов  20.08.2011 03:41
Цитата:
Сообщение от malay (Сообщение 604478)
Я про отключение интерполяции на декодере соневском.
А Вы не отключили ещё? В каком именно? (я не знаю всех вариантов набивки и её возможностей, но судя по блок схемам от VasilTech надо смотреть связь cx7934+cx7935; у 7935 имеется четыре выходных ширчика с обозначениями С1F1...C2F2; очевидно, это флаги ошибок, из них один, наверное, C2F2 должен идти, как команда, на интерполятор в 7934, вот его и надо принудительно занулить, если отсутствию фатальной ошибки соответствует "электрический ноль", чтоб интерполятор не включался никогда :))

У филипса в поколении 70** "первая" интерполяция происходит в SAA7000, "вторая", хитрая (из 16 бит синтезируются 14 бит плюс оверсемплинг х4)- в ЦФ SAA7030. Тут всё просто (об этом здесь уже писал Евгений ака Одессит): принудительно зануляем вход 7000 по флагу ошибки UNEC, а ЦФ выбрасываем (про ЦФ было известно и ранее; у Вас в место него, по-моему, синхронный реклок и генератор мастерклока уже стоит). Это зануление можно сделать через тумблер "да/нет интерполяции". Нюанс только с "тарахтением", т.к. "технический мьют" во время различных переключений срабатывает по этому флагу, когда идёт много ошибок C2 подряд от RS (Рида-Соломона) декодера SAA7020.

Отмечу, что идеологически именно такая "отмена интерполяции" в настоящий момент в Лаболатории считается правильной. Первый вариант "отмены" (см. 16 в 20) сделан именно таким, как в статье, потому, что в декодере SAA7220 невозможно отменить интерполяцию "нулевого порядка".

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
делюсь подробностями (это до сегодняшнего дня было страшным подпольно-лаболаторным секретом)....

Победил декодер SAA7310 и Нечистая в лице того Её демона, что заведует азартными играми (см. Теорию Вероятности).

Там, в декодере (кста, продвинутая версия SAA7210) по шитодате можно к ебмэ отключать на корню всякую интерполяцию, оставляя, однако, штатную коррекцию исправимых ошибок, на которую способен декодер. Приоритет принадлежит Е.Бабиченко. Интересно отметить, что счастливые обладатели модернизированных сидюков с таким декодером, имея полную Свободу Выбора "включу интерполяцию, или ну его нах", предпочитают "нах" независимо от мигания лампочки цэ-два.

Теперь, про Теорию Вероятности и Физкультуру.

1. Лично я ( Е.Бабиченко, как сторонник примитивной, но эротически привлекательной Физкультуры, взял и сделал совсем другое, см. ниже) задал себе следующий вопрос. Вот Оно (декодер) там покумекало с помощью рида с соломоном и решило, что 8-битный символ (см. стандарты) неправильный. Говоря откровенно, Оно просто не знает на каком из восьми мест произошли ошибки, но знает с вероятностью близкой к единице, что ошибки там есть. От одной до восьми. Причём Оно даже не собирается сообщать, сколько именно. Но Оно же таки ЧТО-ТО прочитало. Ведь, чисто физически-электрически у "бита" может быть только два состояния. Независимо, правильное или неправильное, ноль или единица, но это состояние обязано быть! Третьего не дано. Теперь вопрос. Какова вероятность повреждения всех восьми бит? Правильно. Из всех комбинаций (если флаг C2 поднят) эта будет самой редкой! Основание: у восьми повреждений перестановок (понятие комбинаторики) только одна, у семи- восемь, у шести- 28(!), у пяти- даже не знаю, но больше и т.д... у двух- снова 28, а у одного повреждения- опять восемь перестановок. А что нам предлагают инженеры из Силиконска? Правильно. Считать, что все восемь бит не правильные в любом из этих случаев. И теперь я спрошу Вас, Евгений, за кого они нас держат? Всё же элементарно: оставляем распределение ошибок внутри символа природным, как есть, а если диск хороший, то и ошибок там нет. Получается, нужды в интерполяции у настоящего хай-эндщика нет никогда! Ну, хорошо, для тёщи интерполяцию включим. Так, господа из Силиконска, дайте же мне этот выключатель! А то сами возьмём.

2. Человек дела, камээс по велосипеду, Е.Бабиченко пошёл к станку и сделал за полчаса Первый в Мире выключатель интерполяции в бытовом сидюке (на комплекте 7000-ой серии SAA от Филипс, в 304-ой модели, по-моему ). Но оказалось, что удобнее всего это дело реализовывается в сидюках с декодером SAA7310 (см. даташит, там описано, как этот декодер включить в режим CD-ROM, который именно без всякой интерполяции).

3. (описывается работа SAA7310 без интерполяции) Для дисков с интенсивным потоком флагов C2 на слух тема звучит, как шум виниловой пластинки, но цифра есть цифра. Однако шум совсем не коррелирован с сигналом. Если поток С2 не очень сильный, то отключение интерполяции воспринимается, как дембель моряком-подводником.

Такие дела. А, тёщу оставим в танке.

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
Цитата:
Сообщение от Ефимов Михаил 
.... Т.к. эти искажения не связаны с интерполяцией , можно предположить , что дсп имеют разные алгоритмы декодирования EFM сигнала (они не нормиуются).
Вы, наверное, имели в виду не EFM, а "канальный сигнал (последовательность)"? Т.е. тот сигнал, который идёт на записывающий станок и затем, при считывании CD появляется на выходе фотодиода. Сам же "EFM-сигнал", как преобразование (кодирование,модуляция) из восьми исходных бит в четырнадцать, применительно к CD-формату обычно кодируется "таблицей соответствия". В её основе строгий алгоритм-правило (раньше из-за дефицита "памяти" в плеерах применяли декодирование "F to E" на логических элементах). Т.е. это один из этапов канального кодирования. Само канальное кодирование согласно понятиям "Теории передачи сигналов" применено для повышения помехоустойчивости CD-канала передачи-хранения информации.

Действительно, "алгоритм (правило) кодирования" - однозначен и зафиксирован в стандартах CD-формата. Теперь об "алгоритмах декодирования". Обычно считается, что "алгоритм" и есть этот "стандарт". Но Вы будете абсолютно правы, если вместо "алгоритмов декодирования" употребите термин "стратегии чтения и коррекции". Например, стратегии чтения и коррекции у микросхем CXD1125(35) и CXD2500 существенно различаются! CXD2500- один из первых декодеров, где реализована так называемая "суперстратегия". Она позволяет наиболее полно обнаруживать и исправлять ошибки как в почти (:)) риал-тайм, так и в режиме повторного чтения подозрительного участка (например, с CXD2500 возможна организация в CD-плеерах "антишок протекшн"). "Интерполяции" также присутствуют или отсутствуют вовсе (:) см. моё сообщение про SAA7310) в различных "стратегиях".

Наиболее продвинутые стратегии декодирования используют даже характер ошибок EFM-уровня, пытаясь "спрогнозировать" наиболее вероятные семплы вместо прочитанных с ошибками. Т.е используется избыточность кода 8/14. В первых плеерах этого не было.

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
Цитата:
Сообщение от Ефимов Михаил 
.. . Следующие за 2500 дсп можно не рассматривать .
А зря. Например, в SAA7210, как и в CXD1125 вообще не возможно отменить интерполяцию. Хотим этого или нет, если оно обнаружило "C2" тут же включается интерполяция "нулевого порядка"(в SAA7210 удерживается предыдущий "правильный" семпл). В SAA7310, как и в CXD25**, отключить интерполяцию принципиально можно. А в паре SAA7010+SAA7020 интерполяции вообще нет! Она в SAA7000. Что и использовал Е.Бабиченко, обойдя этот "ЦФ".

Обычно (100% сколько я встречал) в аудио-плеерах или в комповых читалках в режиме аудиопроигрывания режимы работ микросхем декодеров выбраны с жёстким включением интерполяции.

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
Михаил! Если бы я не проводил и организовывал прослушивания по сабжу, я бы молчал, как рыба об лёд. Невзирая на домыслы доброжелателей, использовались очень хорошие транспорты. Например, на базе CDM-2 (Филипс160 декодер SAA7210, первый вариант "отключения интерполяции", описан в лаболаторной работе "16 в 20" ) и CDM-4 (один из первых "внешних" компьютерных CD-ROM ридеров от Магновокс декодер SAA7310, второй вариант "отключения интерполяции", описан здесь), которые как "по счётчику флагов C2", так и по звуку обыгрывали новый (нулячий) CDM-PRO и Денон 1500 (Денон с линейным приводом каретки лазера и декодером CXD1125). Для тестов выбирались CD-носители с различным характером "источников ошибок" (дефектов, загрязнений, экцентриситетов и т.д.):

1. с многочисленными и равномерно рассеяными дефектами отражающего слоя,

2. тоже с равномерным распределением, но с малым количеством специально введённых издателем при изготовлении "мастера" ошибок (одна из разновидностей защиты от копирования)

3. записанные болванки с существенной деградацией подложки

4. специально и случайно поцарапанные диски и болванки с записью (сосредоточенные пакеты ошибок)

5. специально загрязнённые диски и болванки с записью

6. деформированные диски и болванки с записью

7. диски с "полки коллекционера" различных производителей от "Триангл" (Эбби Роуд) и "первопрессов" до "Мороз-рекордс" и "Приложений к мурзилкам"

Для подачи на ЦАП (преобразователь на ПЛИС+MAX541х4, балансный выход, инверсия в цифре) использовалась шина I2S с ведущим клоком от ЦАПа. Выравнивание фронтов сделано на ПЛИСке. Порослушивалось через РР и SE УМы (от SE на ГМ70, до "бесконденсаторного" PP на 2A3) и АС Мартин Логан и "Одесская Гармонь".

Мнения за очень редкими исключениями сводились к одному: людям с глубоким интересом к домашнему слушанию музыки интерполяция не нужна вообще. Отключение интерполяции по второму варианту (распределение ошибок по битам внутри байтов "как есть") для всех оказалось более предпочтительным.

Теперь о корректности использования SPDIFа при наличии на входящей шине флагов C2 (это Маньяку не ясно на какой шине, думаю, другие всё поняли). Не могу ничего сказать про декодеры со встроенными кодерами-передатчиками SPDIFа CXD1125 и CXD25**. Но у "ЦФ с SPDIF кодером" SAA7220 при отмене интерполяции и подаче "однобайтных" флагов C2 от SAA7310 просто крышу сносит. Оно и понятно: "интерполяция" в SAA7220 рассчитана на работу при "двухбайтных" флагах C2. Поэтому, для обеспечения жизнеспособности SPDIFа, флаг C2 просто игнорировался (принудительный 0). Ненадёжная работа этого ЦФ говорит о значительном количестве именно "однобайтных" флагов. А посему повсеместные в аудиоплеерах "двухбайтные" флаги C2 совсем нелогичны! Ко всему этому очень многие кодеры-передатчики SPDIFа, даже сохраняя в сабкоде информацию о флаге C2, всё равно почему-то принудительно включают интерполяцию, хотя бы "нулевого порядка" (удержание последнего верного отсчёта).

(Между прочим, если точно следовать стандарту записи на болванку в формате CDDA, то все флаги C2, появившиеся в процессе изготовления "мастера", и при грабеже в том числе, должны прописываться в сабкод. Но разработчик EAC-а даже не собирался этого делать).

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
Цитата:
Сообщение от Ефимов Михаил 
Я не про апгрейд . Судя по всему вы довольно таки компетентны в этой теме . Можно ли отключить интерполяцию , по вашей методе , в 1125 , 1135 , 1167 , 2500 ? Или только в филлипсе ?
про 1165 - не знаю. В 1125 и 1135 отключить интерполяцию - нельзя. Они в этом смысле похожи на SAA7210. А в CXD2500 можно.

Игорь Гапонов
Re: Интерполяция и ее влияние на качество звучания
нет. У многих можно. А, например, первая филипсовская серия SAA70** вообще позволяет читать секторы (блоки-кадры) в "сыром виде". Но без пайки не обойтись.

Про сонькину серию 25** думаю, что, лично мне информация по облегчённому перепрошиванию не помешает :). Буду благодарен, если вспомните, где оно лежит.

В SAA7310 реализация отключения чрезвычайно простая. Надо до включения питания , т.е. на сетапе , подать "единицу" +5V на 41 ногу (DEEM/DINT1), а ноль 0V на 5-ю (DINT2). Нумерация для корпуса SAA7310GP. Если переключать "на ходу", то иногда серве сносит крышу. Почему, не знаю. Вроде, по функциональной схеме интерполяция никак с сервой не связана. "Плюс" подавал через резисторы 10кОм (для безопасности). Ручная коммутация тумблером. Перед этими модернизациями надо отключить цепь посткоррекции, если в плеере используется сигнал "DEEM" демодулятора на включение деэмфазиса. Надо также проконтролировать, чтобы однобайтные флаги C2 не мешали корректной работе "ЦФ" и/или формирователя SPDIF выхода.

Одессит
Дело в том, что эксперименты с кондёрами применительно к данной "микрухе" лично я закончил лет пять назад.
Мои (наши с Игорем) "сравнительные познания" пришли к тому, о чём мы написали.
Хотя мы отнюдь не адепты 1541. Просто она нам нравится больше очень многих других ЦАПов.

Заодно "фил" откалибруем.
Я тут нарыл недокументированные фичи в настройке сих агрегатов (только на 7210/7310) с целью уменьшения ошибок чтения на порядок. Ноухаубл.

Ну, оценивайте.
Вывод FB (24-я "нога" для 7210) заземляется через резистор порядка 470 кОм.
Для оценки эффекта желательно иметь "тестовый" хорошенько потёртый диск.
Оценка производится путём подсчёта импульсов на выводе EFAB (флаг ошибки С2).

Прикольно, учитывая, что FB выход дискретный - т.е. меняет полярность в зависимости от состояния выхода детектора уровня HF - вх н.25.
Нужно попробовать, делов-то, но как оно и на что влияет - немного по постоянке смещает вх н 25. Т.е. - получается без HF 25 нога будет иметь нулевой потенциал, а не подвешена. (Схема 160-го) Может в этом и прикол - мы как-никак таким образом "привязываемся" к нулевому уровню. Номинал доп резистора может наверняка варьироваться достаточно сильно.

Я тоже до конца не раздуплился в этом эффекте.
Однако, можно сделать вывод, что на выходе Data Sliсer-а становится меньше помех/шумов.
Видимо у выхода FB недостаточны токовые возможности для нормального перезаряда кондёра. Или ещё чего в этом духе.
К этому выводу подталкивает ещё и наличие у меня раненых 7210 со "смещённым", по отношению к исправным, потенциалом на ноге FB. Этим уже ничего не помогает. Количество ошибок просто патологически огромное. Причём эти микрухи из аппаратов с изначально (с завода) увеличенной ёмкостью того самого кондёра  Мне попадались аппараты с электролитом в 2,2 мкФ вместо типовой плёнки в 470 нФ.
Так бывает...

Номинал резистора сильно не варьируется. +/- 100 кОм и всё уже плохо.

Всё верно. Заодно уменьшить номинал конденсатора. Применив плёнку 470нФ вместо имеющегося электролита 1мкФ (судя по схеме).

Ну, вот и выпаял. Первое впечатление - сухость, уровень ВЧ уменьшился немного, сгоряча можно это обозвать мутностью. При этом увеличилась глубина и расширилась сцена, на мидбасе увеличилась бархатистость и мягкость. В целом, больше натуральности в звуке.
Надо слушать.

http://www.audioportal.su/forums/showthread.php?t=8690&page=3
http://www.net-audio.co.uk/tda1541nos.html

Powered by mwForum 2.24.2 © 1999-2011 Markus Wichitill