Пару теоретических соображений по приведенной схеме:
1. А почему бы сразу n-канальные полевики туда не воткнуть вместо биполярных? Даже ничего, скорее всего, менять не придется. Раз уж городится "аудиофильный" огород, так уж по максимуму . Получится некоторый проигрыш в величине второй гармоники (она возрастет), зато остальные существенно меньше будут.
2. Фильтр то посчитан на 20кГц, а это значит, что все частоты выше 10кГц уже валиться будут. На 12 кГц завал будет уже -1дБ. Вообще, насколько я знаю, фильтры Баттерворта и Бесселя для СД плееров считают на частоты ~40 кГц (ну и вообще это справедливо для приложений, где важны минимальные отклонения АЧХ от пологой в рабочей полосе).
Высокий потенциал этого аппарата обусловлен на мой взгляд всего лишь 2-х кратной передискретизацией и удачным мультибитовым ЦАП с выходом по напряжению без внутреннего преобразователя на ОУ.
Пара практических ответов:
1. Возможно, но все отечественные полевики, которые я пробовал, играют хуже биполярных транзисторов. Кстати, и с генератором тока в эмиттере вместо резистора звук хуже.
2. Музыкальный сигнал гораздо ближе к импульсному, чем к синусу. А наиболее корректно передает импульсные сигналы именно ФНЧ Бесселя. Большая величина перерегулирования даже у Баттерворта приводит к грязи на верхах и субъективному сужению частотного диапазона, несмотря на формально более плоскую АЧХ. Кроме того у Веги всего 2-х кратная передискретизация и увеличение частоты среза ФНЧ приведет к недостаточной фильтрации Fд, не говоря уже о том, что это вообще некорректно.
На сайте не статья, а практический вариант твика. Все делалось последовательно: выкидывание лишнего, отдельный БП, новый фильтр - отсюда и процентная оценка значимости каждого этапа. Так вот, наибольший результат дал именно последний этап. Я тем уверенней могу это утверждать, что у меня до сих пор есть 3 аппарата: непеределанный (без усилителя ушей, конечно), с выкинутыми лишними ОУ (этот вариант я посылал DEVу) и твикнуый по полной программе.
Еще больший эффект от выкидывания ОУ получился при твике Соньки с однобитовым ЦАПом - там Fд в районе 2МГц и операционникам совсем плохо делается.
Лучше бы передискретизации совсем не было - но тогда вообще трудно отфильтровать Fд. Хотя такие внешние ЦАПы производятся и успешно продаются за многие килобаксы.
Дело в том, что дополнительные отсчеты вставляются не по Котельниковской "правильной" аппроксимации, а кто как успеет посчитать.
Во-вторых, добавляются ошибки вычислений.
В-третьих, на более высоких частотах труднее бороться с джитером.
В-четвертых, чем шире спектр сигнала на выходе ЦАПа, тем выше требования к последующим элементам и питанию.
В-пятых....
Конечно, все эти проблеммы решаются и решены уже в отдельных аппаратах от 5000$...
Вега же играет прекрасно и без всех этих хлопот.
Тут я придерживаюсь следующего взгляда: чем меньше на пути сигнала активных и пассивных компонентов - тем лучше для звука. Я очень люблю операционные усилители и всю жизнь применяю их в различных измерительных и управляющих системах. Но куча транзисторов, из которых состоит ОУ, и возможность работы только с глубокой ООС - делает понятие "аудиофильный ОУ" - нонсенсом.
Если бы мы слушали технические характеристики, а не звук, тогда AD825 - прекрасный вариант. Ты ведь сравнивал Вегу с Rotel cdp-951. У последней ТХ явно лучше, а звучит она явно хуже.
Если говорить о трудозатратах, то что может быть проще пары эмиттерных повторителей? Если имеется ввиду, что еще легче просто поменять ОУ на более качественные - то это не так. Более широкополосная схема да еще и с глубокими ООС требует более качественного питания, оптимизации разводки и тщательного экранирования. Иначе можно получить не улучшение, а новые проблеммы.
А просто провод к телефонному усилителю тянулся с выхода последнего ОУ через всю плату, работая прекрасной антенной для ВЧ наводок от цифровых схем. Формально, в звуковом диапазоне ТХ не ухудшались, а реально операционнику от этих наводок натурально плохело, что мы и слышали.
Так Котельниковская и есть лучшая. Причем сейчас (я где-то читал) ее уже применяют в наиболее продвинутых аппаратах. Если же нельзя сделать правильно, то лучше просто повторить отсчеты - меньше будет вреда.
А знатная темка то была
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=47:1933Означенная Вега 122, первый твиканный мной аппарат. Все продолжалось несколько месяцев.
Сначала ушел усил для наушников - полегчало.
Потом ключи мьют и демпфазинг - еще лучше.
Потом вся керамика в фильтрах была замененена на пленку - ушла куча "звона".
Потом по был собран новый тактовик - гораздо интересней.
Потом по одному поумирали ОУ - все чище и чище, грязи все меньше.
Потом прямо на выход ДАКа стала 6н6п КП - ЗАШИБИСЬ!
А потом в тактовике стали КСО - "какой мусор мы до этого слушали!"
И наконец - ДАК полностью выехал на отдельную печатку с полностью радельными питаниями - полный Хепиенд