Нажмите Вход или Регистрация если хотите присоединиться к сообществуNNMC Форум радиолюбителей, аудиофилов, меломанов и музыкантов
Форум Справка Поиск Чат Регистрация Вход
Вверх Тема Интервью с Кеном Ишивата (Ken Ishiwata), Marantz

This board is threaded (i.e. has a tree structure). Please use the Reply button of the specific post you are referring to, not just any random button. If you want to reply to the topic in general, use the Post button near the top and bottom of the page.

Ответ на сообщение
:confused: :cool: :cry: :eek: :evil: :fat: :grin: :lol: :mad: :neutral: :razz: :red: :roll: :sad: :slim: :smile: :surprised: :twisted: :wink: :yell:
В ответ на nnstepan
Подготовлено по материалам журнала "Stereo&Video", август 2010, www.stereo.ru

"Каким должен быть звук Marantz, что ждет цифровые усилители в будущем и как делать  правильные аудиофильские записи"

- В последнее время все более заметной становится тенденция к «расслоению» на рынке аппаратуры. Все больше дешевых МРЗ- плейеров и аксессуаров к ним, все чаще бьются рекорды цен на High End-аппаратуру, а нормального Hi-Fi на рынке все меньше.

- Да, кризис сделал свое дело. Но на мой взгляд, в этом даже есть свой плюс. Аппаратура, что появляется в этом сегменте, очень конкурентна и воплощает в себе лучшее соотношение цена-качество. Несколько лет назад мы выпустили в этой нише lifestyle-аудиосистему. Это был ресивер с проигрывателем CD и колонками. И она стала необыкновенно популярной, так что сегодня мы даже расширяем этот ряд. Следующий уровень — система уже с возможностями встройки в сеть и соединения с компьютером через Ethernet. Этот аппарат будет работать как медиаплейер. И будет еще топовая — с проигрывателем Blu-ray.

Среди традиционных компонентов мы тоже делаем отдельный медиаплейер с сетевыми возможностями. Физические носители, винил и компакты в любом случае сдают позиции, приходит виртуальная музыка. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

- А изменится ли в связи с этим звук Marantz?

- Нет, мы придерживаемся своего подхода: не стремиться к нейтральности. Мы делаем звук чуть теплее — именно таким задумал его основатель компании Саул Маранц, когда выпустил свой первый усилитель в 1952 году. Впоследствии оказалось, что такой подход очень удачно сочетается со звуком компакт-диска — ведь они часто звучат жестковато. И на аппаратуре Marantz CD становится просто легче слушать. Так что эта идея проверена временем.

- Как вы относитесь к модному теперь цифровому усилению?

- У цифровых усилителей есть свои преимущества и недостатки. Из плюсов — прежде всего размер и нагрев. Точнее, его отсутствие, поскольку эффективность таких усилителей очень высока. Но есть и проблема: цифровое усиление сопровождается характерными искажениями, которые для человечекого уха особенно неприятны. И чтобы сделать по-настоящему высококлассный цифровой High End-усилитель — нужно сделать массу всего, чтобы вычистить эту грязь. Но в результате усилитель получается такой же большой и сложный, как те аналоговые, что мы строим сейчас. Так зачем же копья ломать? В случае нашей мини-системы размер диктует решения. И мы используем цифровые усилители. При этом в традиционном форм-факторе пока нет необходимости использовать цифровое усиление — и мы используем традиционные решения.

- Смогут ли цифровые усилители в будущем заменить аналоговые, как в свое время транзисторные вытеснили ламповые?

- Аудиофилы ненавидят цифру. Уже существуют просто фантастические по качеству цифровые усилители. Я их слышал, это очень здорово. Но убедить аудиофилов, что они достойны внимания, невероятно сложно. Это вопрос психологии и предрассудков. Например, уже несколько десятилетий существует убеждение, что компании производящие электронные компоненты не могут делать хорошую акустику — и наоборот. Сотни компаний с равным успехом делают и то, и другое, но с конца 60-х это убеждение существует и никуда не исчезло. Представляете, сколько нам придется ждать, пока аудиофилы поверят в цифру? Если это вообще когда-нибудь произойдет.

- Но в музыкальной индустрии цифровая запись практически победила...

- Да, я и сам записываю музыку и использую цифровой рекордер. Все- таки именно этот способ записи дает наилучшее качество звучания. В прошлом году я записывал свой первый диск — это был SACD с классическими джазовыми стандартами, приуроченный к выпуску юбилейных компонентов серии KI. А этим летом я снова берусь за запись.

Как вы записываете? Должно быть по-аудиофильски, двумя микрофонами?

- Отнюдь. Аудиофилы хотят получить не только панораму и правильное стерео, но и услышать приятные нюансы звучания каждого отдельного инструмента, так что микрофонов будет восемь. Это будет восьмиканальная запись в формате РСМ с частотой дискретизации 88,2 кГц — потому что для записи на CD происходит пересчет ровно в два раза. И это дает гораздо лучший результат, чем при пересчете, например, с 192 кГц — хотя изначально запись с такой дискретизацией, конечно, лучше звучит. Однако сам процесс пересчета — большая проблема, которая ведет к деградации звука, и я для себя решил, что кратный пересчет с меньшего значения дис­кретизации лучше, чем высокая частота, но некратный пересчет. В отличие от прошлого раза, когда я писал классический джаз, этот релиз можно считать экспериментом — это будет голландская поп-группа с прекрасной вокалисткой. Надеюсь закончить всю работу уже летом, так что осенью вы уже сможете их послушать на диске.

Подготовлено по материалам журнала “Салон AV", июль 2010, www.salonav.com

“Мы встретились с г-ном Ишиватой во время его недавнего визита в Москву и по ходу беседы вспомнили прошлое и немножко заглянули в будущее”

За свою историю Компания Marantz пережила несколько индустриальных революций. Сол Бернард Маранц основал её в 1953-м, в период расцвета ламповой техники и виниловых проигрывателей. В 1965-м был выпущен первый транзисторный аппарат (предусилитель T7), а к середине 80-х фирма стала признанным авторитетом в этой области. Примерно в то же время началась эра CD, и это направление стало для Marantz приоритетным. Успехи в сфере цифрового аудио связывают с именем Кена Ишиваты, принимавшего непосредственное участие в разработке новых моделей. Некоторые из них выпускались ограниченным тиражом с инициалами KI на лицевой панели. Мы встретились с г-ном Ишиватой во время его недавнего визита в Москву и по ходу беседы вспомнили прошлое и немножко заглянули в будущее.

— Расскажите, как возникла идея выпускать компоненты с вашим личным клеймом? Я читал в каком-то английском журнале, что этому предшествовала какая-то детективная история.

— Вот как всё было на самом деле. Инженеры Philips являлись разработчиками формата CD-Audio* и прекрасно знали все тонкости технологии. В своих первых проигрывателях они использовали 4-кратный оверсэмплинг, что было очень продвинутым решением, тогда вообще никто не знал, что это такое. Но сам ЦАП был 14-битовый**, в то время как в Японии все CD-плееры строились на 16-битовых ЦАПах без всякого оверсэмплинга. Чтобы отсечь помехи преобразования, в них делали фильтр с очень большой крутизной.

Поскольку такие фильтры дают большой фазовый сдвиг, проигрыватели Philips и Marantz звучали намного лучше. Но японцы раструбили по всему миру, что 14-битовое разрешение — позавчерашний день, и дилеры вообще перестали покупать наши проигрыватели. И, помню, мы сидели за ланчем с генеральным менеджером Marantz UK, когда он спросил: «Что же делать, у нас зависло две тысячи CD-плееров. Может, отправить их на свалку, а убытки компенсировать за счёт других направлений?» Тогда я сказал, что могу модифицировать эти плееры так, что они станут звучать лучше, чем любые другие на рынке. Расходы будут совсем небольшими, и мы ещё сможем заработать, подняв цену на 15 фунтов. И я сделал твикинг этим двум тысячам аппаратов, причём каждый обошёлся примерно в 9 фунтов.

*В момент появления формата CD Audio брэнд Marantz принадлежал концерну Philips, поэтому проигрыватели этих марок имели очень похожую схемотехнику.
**Кен имеет в виду ЦАП TDA1540 и цифровой фильтр SAA7030.

— А что вы сделали, если не секрет?

— Хорошо зная схему аппарата и его слабые места, я оптимизировал разводку и заменил кое-какие компоненты. После этого дал несколько образцов на тестирование в британские Hi-Fi-журналы, предупредив, что это версия Limited Edition. Вердикт обозревателей был единодушным: «Лучший звук, который мы слышали от CD-плеера», и 2000 экземпляров было продано за две недели. А логотип KI Signature впервые появился в 1993 году на проигрывателе CD-63MK II. Уже изначально это была невероятно удачная модель с очаровательным звучанием, но из-за жёсткой конкуренции мы были вынуждены продавать её в Англии всего за 299 фунтов. Тогда и возникла идея выпустить улучшенную версию KI Signature, которая стоила уже 500 фунтов, но могла легко переиграть 1000-фунтовый плеер. Модель CD-63MK II KI поставила рекорд по продажам, который не удалось побить до сих пор.

— Тем не менее компоненты с надписью «KI Signature» выпускались не слишком часто.

— Вы знаете, Marantz слишком большая компания, чтобы строить бизнес на имени одного человека. И всё-таки, когда в прошлом году исполнилось 30 лет моей работы на фирме, в честь этого юбилея были выпущены SACD-проигрыватель SA-KI Pearl и усилитель PM-KI Pearl — не модификации существующих моделей, а абсолютно новые компоненты самого высокого уровня. А название Pearl было выбрано потому, что в Японии на 30-летний юбилей свадьбы принято дарить жене украшения из жемчуга. KI Pearl выполнены в чёрном дизайне, а чёрный жемчуг очень редок. Всего выпустили 1000 таких аппаратов — 500 усилителей и 500 проигрывателей. Цена была очень высокой — около 2800 евро, и не все могли себе позволить такую технику. И я вам открою секрет — уже в этом году, в сентябре или октябре, выйдут модели KI Pearl Light. При той же самой философии и схемотехнике они будут вдвое дешевле. Я как раз сейчас над ними работаю.

— При тестировании усилителей мы проводим измерения, в т.ч. снимаем спектр гармоник. В последнее время всё чаще встречаются усилители, у которых чётные составляющие доминируют над нечётными. Как вы думаете, это специально делается, ведь в двухтактных каскадах всё должно быть наоборот?

— Дело в том, что наше ухо очень чувствительно к таким вещам. Чётные гармоники очень благозвучны, а нечётные, наоборот, вызывают ощущение дискомфорта. Именно поэтому однотактные ламповые усилители так ценятся серьёзными меломанами. И в транзисторных усилителях разработчики стараются несколько облагородить звучание таким образом. Но я бы хотел обратить ваше внимание на гораздо более важную для восприятия вещь, чем соотношение чётных и нечётных гармоник в усилителе. Это — отклик цифрового фильтра проигрывателя на импульсный сигнал. Как правило, его прохождение сопровождается «звоном», т.е. паразитными колебаниями, возникающими до и после импульса. Любопытно, что предварительный «звон» очень заметен на слух, особенно если воспроизводится резкий удар на тихом фоне. А вот последующие колебания мы не слышим, поскольку чувствительность уха после громкого звука резко падает. Совсем избавиться от этих колебаний нельзя, но почему бы не сдвинуть их целиком за импульс? В результате нами был создан первый в мире цифровой фильтр с несимметричной характеристикой, который с середины 90-х годов используется во всех проигрывателях Marantz. Его влияние на звук невозможно переоценить.

— Некоторые производители проводят прямые аналогии между виниловыми и CD-проигрывателями, используют ременный привод, массивный опорный диск и т.д. Правильно ли это?

— Это идёт от непонимания сути цифрового воспроизведения. Скорость вращения компакт-диска не постоянна, она всё время подстраивается сервоприводом. Большая инерция вращения этому будет только препятствовать, и энергии для её преодоления потребуется гораздо больше. Другой нонсенс — двухблочные проигрыватели. В транспорте вам нужно преобразовать сигнал I2S в S/PDIF, а в конверторе обратно, да ещё с реклокингом. Зачем, когда этого можно избежать, совместив механику и электронику в одном корпусе и синхронизировав всё общим тактовым генератором? Но всегда лучше продать два компонента, чем один, поэтому такие проигрыватели и выпускаются.

Вообще должен заметить, что Hi-Fi — совершенно безумная область, где цена изделия совершенно не говорит о его качестве. Вы можете повесить любой ценник, и вещь всё равно купят. Такого нет ни в телевизионной технике, ни в бытовой.

— Как совместить традиции Marantz и пришедшее за долгие годы понимание звука с требованиями современного рынка? Я имею в виду компрессию, компьютерные форматы и всё, что с ними связано.

— Кредо компании Marantz как премиумного брэнда на рынке домашних развлечений обязывает нас удовлетворять все требования современного потребителя, учитывать его интересы и предпочтения. Соответственно, мы не можем оставаться на обочине прогресса.

Прежде всего давайте забудем слово «компрессия». Она была нужна, когда твердотельные носители имели ограниченную ёмкость, сейчас же даже на USB-флэшку можно записать музыку без сжатия, но при пониженном битрейте. А это совсем разные вещи. Кроме того, с появлением накопителей ёмкостью терабайт и выше мы можем и битрейт не снижать. Второй момент — доступность потокового аудио из Интернета. В Японии каждая семья имеет пять выделенных оптических линий, по которым можно получать не только музыку, но и видео с разрешением HDTV. Так что отпадает и ограничение по скорости скачивания. Единственная проблема, которую нам предстоит решить — использование компьютера в качестве источника. Вместе с полезным сигналом через USB-порт попадает очень много мусора, который нужно отсеять, что не так-то просто. Мы воспринимаем новые тренды как вызов, и этот вызов Marantz принимает. Начинается новый, волнующий этап в жизни компании, и вот тут как раз и пригодится весь опыт и понимание звука, о котором вы упомянули.

Blu-ray-плеер второго поколения BD7004 с поддержкой BD-Live и 7-канальный AV-ресивер SR-6004 с декодерами DTS-HD, Dolby True HD и Dolby Pro Logic IIz

Model 9 (1960 г.) — одна из самых ранних моделей Marantz. Моноблок мощностью 2 х 70 Вт в пентоде и 2 х 40 Вт в триоде предусматривал коррекцию фазы сигнала для правильного согласования с акустикой. Цена в стандартном исполнении — $324

«Черные жемчужины» — SACD-проигрыватель SA-KI Pearl и PM-KI Pearl, выпущенные тиражом по 500 экземпляров

Проигрыватель CD-7 (1999 г.) ценится аудиофилами и по сей день — его цена на интернет-аукционах доходит до $2500. Масса 23 кг, омеднённое шасси, привод CDM-12 и 16-битовый конвертор на TDA 1541 Double Crown

А это самая горячая новинка — универсальный проигрыватель UD-9004, поддерживающий форматы Blu-ray, DVD, CD, SACD, DVD-A и др. Высокое качество изображения обеспечивается видеопроцессором Silicon Optix с разрешением 14 бит/ 297 МГц

Powered by mwForum 2.24.2 © 1999-2011 Markus Wichitill